Тормозная жидкость бск: характеристики, состав, отзывы

Тормоза, конечно, придумали трусы. Но трусы очень предусмотрительные и изобретательные. Не зря же мы до сих пор толком не знаем какая тормозная жидкость подходит нашему автомобилю, какой у неё состав и можно ли смешивать жидкости разных марок. А это очень важные моменты, которые непосредственно влияют на безопасность.

Даже те, у кого по химии была тройка, понимают, что тормозная жидкость это многокомпонентный состав, порой довольно сложный.

Состав этот должен соответствовать массе требований для того, чтобы при нажатии на педаль тормоза автомобиль послушно остановился. И чем сильнее нажать, тем интенсивнее будет торможение.

С плохой некачественной или изношенной жидкостью этого добиться невозможно. Вот поэтому и не помешает уделить свойствам и характеристикам тормозухи несколько минут.

Тормозная жидкость БСК: характеристики, состав, отзывыТормозная жидкость ABRO DOT4

Тормозная жидкость призвана заменить механический привод тормозов — максимально быстро и точно передать усилие от педали к рабочим тормозным механизмам.

Для этого жидкость должна быть несжимаемой, в противном случае нам просто не хватит хода педали, чтобы заблокировать колесо.

Ещё жидкость ни в коем случае не должна кипеть, поскольку в процессе кипения выделяется пар, который создаёт сжимаемые воздушные пробки и педаль провалится в пол, так и не заблокировав колесо. Не должна также замерзать и впитывать влагу.

Чтобы как-то систематизировать требования по температуре кипения и вязкости жидкости, в Министерстве транспорта США (Department of Transportation, DOT) разработали стандарты, которыми мы пользуемся до сих пор. (Федеральный стандарт безопасности FМVSS № 116).

Теоретически различают температуру кипения сухой жидкости (без примесей воды) и с минимально допустимыми 3,5% влаги. Вязкость же определяется при пограничных температурах, от +100°С до -40°С.

Эти же стандарты приняла Европа и закрепила их документально в национальных реестрах (ISО 4925, SАЕ J 1703).

Мы, как простые потребители с тройкой по химии, от тормозной жидкости многого не хотим. Вот, что нам от неё нужно, ни больше, ни меньше:

  • Жидкость должна иметь максимальный порог закипания, при этом не терять вязкость и сохранять «несжимаемость».
  • Она не должна разъедать резиновые элементы тормозной системы, манжеты, пыльники, уплотнители, как это делают дешёвые составы вроде «Нева», «Роса» и прочие суррогаты. В противном случае мы подвергаемся риску разгерметизации тормозной системы и потере тормозов ежеминутно. Впрочем, под влиянием жидкости некоторые резиновые детали могут разбухать и повышать герметичность. Для зарубежных составов изменение размеров резинотехнических изделий не должно превышать 10%, у нас это вообще никто не контролирует.
  • Тормозная жидкость не должна вызывать коррозию и приводить к разрушению металлических элементов системы. Причём разных металлов — стали, латуни, чугуна, меди, алюминия и его сплавов, поскольку в тормозной системе море разных деталей и магистралей. Чтобы предотвратить коррозию, в состав вводят определённое количество ингибиторов.
  • Смазывающие характеристики. Важный параметр, который влияет на износ зеркал тормозных цилиндров, манжетных колец, уплотнителей и поршней.
  • Стабильность состава. Жидкость не должна расслаиваться, давать осадок, отложения при любых рабочих температурах. В стандарте указаны рамки — от -40°С до +100°С.

Все составы, которые стоят на полках магазинов, в большей или меньшей степени соответствуют этим требованиям, но на каждой банке или бутылке с тормозухой написана её марка. А марка зависит от состава, что тоже немаловажно.

Поскольку по химии у нас тройка, то вникать в формулы и валентность компонентов тормозной жидкости не станем. Достаточно знать, что на 95-98% она состоит из основы, которая и определяет марку жидкости. Остальная доля приходится на присадки для улучшения эксплуатационных характеристик и красители. Нам важно знать, что жидкости бывают трёх типов:

  • минеральные;
  • гликолевые;
  • силиконовые.

Минеральные жидкости

Тормозная жидкость БСК: характеристики, состав, отзывыМинеральные тормозные жидкости бля старых автомобилей БСК, ТЖ22

Самые дешёвые и простые минеральные жидкости состоят из касторки и спирта. Пример — жидкость красного цвета БСК, которая использовалась для древних автомобилей с барабанными тормозами. У неё все отлично с гигроскопичностью (не впитывает воду), она прекрасно справляется со смазыванием трущихся элементов и не влияет на лаки и краски.

Жидкости на основе гликоля

Полигликолевые тормозные жидкости изготовлены на основе многоатомных спиртов, если это кому-то о чем-то скажет. Важная их особенность в том, что они не закипают при высоких температурах, а это значит, что их можно использовать в тормозных системах всех современных автомобилей с дисковым тормозным механизмом.

Эти составы имеют хорошую вязкость и неплохо смазывают трущиеся элементы системы. Основной их минус в том, что они могут впитывать влагу.

Влага попадает в систему в основном в виде конденсата на пробке расширительного бачка, а чем больше процент воды в жидкости, тем быстрее она закипит, тем больше вязкость на морозе, тем хуже смазывающие свойства и больше вероятность поражения коррозией трубок, поршней и тормозных цилиндров.

Тормозная жидкость БСК: характеристики, состав, отзывыСоставы на основе гликоля DOT 3, DOT 4, DOT 5.1 Ferodo

Все гликолевые жидкости маркируются DOT 3, DOT 4, DOT 5.1.

В принципе, они взаимозаменяемы, но все же смешивать составы разных производителей крайне нежелательно, кто знает какие добавки входят в состав и как они будут реагировать на состав фирмы-конкурента.

Поэтому для старых машин все же лучше использовать жидкости на минеральной основе. Ну а если невтерпёж, то придётся менять все пыльники и манжеты.

Силиконовые тормозные жидкости DOT 5

Составы на основе силикона считаются самыми прогрессивными. Они разрабатываются на основе кремнийорганических полимеров и способны держать температуру кипения до +350°С без изменения свойств.

Эти жидкости не замерзают даже при стоградусной минусовой температуре и абсолютно равнодушны к влаге.

Небольшой минус их в том, что смазывающие свойства пока ещё оставляют желать лучшего, но в передовых лабораториях уже вовсю работают над этим.

Тормозная жидкость БСК: характеристики, состав, отзывыСиликоновые жидкости DOT5 от Johnsen’s

Жидкостям DOT 5 прямая дорога в автомобильный спорт, поскольку именно там пригодится их способность не закипать при сильном нагреве дисков и колодок. В гражданской технике силиконовые жидкости используются крайне редко.

Тормозная жидкость БСК: характеристики, состав, отзывыТеоретически, жидкости типов DOT 3, 4 и 5.1 смешивать можно. Но желательно одного производителя.

Тормозная жидкость БСК: характеристики, состав, отзывыРегламент замены жидкости зависит в первую очередь от типа жидкости

Замена тормозной жидкости, точнее, регламент замены точно установить довольно сложно, хотя для каждого типа тормозухи есть свои пределы:

  • Минеральные жидкости практически не впитывают воду и их замена необходима только в случае аварийной разгерметизации системы или старения жидкости. В среднем, рекомендуют проверять состояние ТЖ раз в год, а замена может понадобиться не ранее чем через 8-10 лет.
  • Вдвое чаще проверяют состояние гликолевых жидкостей. Это связано с повышенной гигроскопичностью. Срок службы жидкостей DOT 3 и 4 составит около 3-4 лет. Впрочем, состояние ТЖ следует оценивать исключительно по внешнему виду — потеря цвета, помутнение, взвесь скажут о том, что жидкость нужно менять.
  • Силиконовые составы, которые мало используются в обычных автомобилях, служат гораздо дольше, до 15 лет. Она не впитывает влагу, но имеет целую кучу других проблем. Например, высокая степень аэризации, то есть поглощения воздуха. Именно поэтому составы DOT 5 запрещается использовать в тормозных системах, оборудованных системами ABS.

Тормозная жидкость БСК: характеристики, состав, отзывыНовая, пятилетняя и жидкость возрастом 12 лет. Есть же разница?

Заметьте, мы рассмотрели только виды жидкостей, а брендов даже не касались. Поэтому выбор ТЖ для конкретного автомобиля может быть сильно затруднён огромным ассортиментом. Напоследок разберёмся какую жидкость лить в автомобили, сходные по году выпуска, характеристикам и конструкции тормозной системы.

Минеральная жидкость (БСК)

Тормозная жидкость БСК: характеристики, состав, отзывыМинеральная жидкость БСК

Производится мало и предназначена для автомобилей с барабанным тормозным механизмом выпуска до 1980 года. Низкая температура кипения (около 100 градусов), температура загустения -20°С. В современных автомобилях не используется, поскольку не отвечает стандартам DOT. Окрашивается в ярко-красный цвет.

DOT 3

Тормозная жидкость БСК: характеристики, состав, отзывыТойотовская жидкость DOT 3

Светло-жёлтая жидкость с температурой кипения около 200 градусов, минимальная рабочая температура -40°С. Купить тормозную жидкость DOT 3 резонно для  автомобилей с максимально допустимой скоростью 160 км/ч с передними дисковыми и задними барабанными тормозами. По сути, это все легковушки бюджетного сегмента начиная от десяток и Приор, заканчивая Volkswagen Polo, Kia Rio, Daweoo Lanos, Renault Duster, Mazda 3.

DOT 4

Тормозная жидкость БСК: характеристики, состав, отзывыЖидкость DOT-4

ТЖ насыщенного жёлтого цвета. Температура кипения «сухой» жидкости на уровне +240°С, с допустимыми 3,5% влаги +160°С. Предельная минимальная рабочая температура -40°С. Предназначена для автомобилей с дисковыми вентилируемыми тормозами по кругу с максимальной разрешённой скоростью 220 км/ч. Как правило, это все современные автомобили С и D классов — Volkswagen Passat, Audi A4, A6, Skoda Octavia, Superb и многие другие.

DOT 5.1

Тормозная жидкость Motul DOT 5.1

Тормозная жидкость коричневого цвета. Температура закипания в пределах 270 градусов, нижний рабочий порог около -40 градусов. Используется в контурах спортивных автомобилей с высокой нагрузкой на тормозную систему и в продаже бывает редко.

DOT 5

BEL-RAY 99450-B355W Silicone DOT 5

Тёмно-красная силиконовая жидкость. Максимальная рабочая температура «сухой» жидкости 280 градусов, с примесями влаги не менее 190 градусов. Силиконовые жидкости используют в спецтехнике, работающей под большими нагрузками в тяжёлых условиях и на легковых автомобилях практически не используют.

Выбрав правильную тормозную жидкость и соблюдая регламент контроля и замены, мы обеспечим бесперебойную работу тормозной системы и безопасность на дороге. Следите за тормозами и солнечных всем дорог!

Источник: https://i-love-mycar.com/vybiraem-tormoznuyu-zhidkost-pravilno/

Тормозная жидкость — состав и свойства

Тормозная жидкость наиболее важный расходный компонент в системе авто. Для каких целей служит тормозная жидкость, когда производить замену и какую лучше использовать жидкость читайте в статье.

Назначение тормозных жидкостей

Передавать усилие от главного тормозного цилиндра к колесным. Задача хоть и узкая, но чрезвычайно ответственная; у тормозной системы нет права на отказ ни при каких обстоятельствах. Когда в гидравлическом приводе тормозов жидкость не подтекает, внимания на нее, казалось бы, обращать не нужно.

Однако от ее состояния зависит эффективность торможения и стабильность работы системы. Если, например, плохой антифриз или моторное масло лишь сокращают срок службы двигателя, то низкое качество тормозной жидкости может привести к аварии.Тормозная жидкость БСК: характеристики, состав, отзывы

Тормозная жидкость (ТЖ) состоит из основы (ее доля 93-98%) и различных присадок (остальные 7-2%). Устаревшие жидкости, например “БСК”, изготовлены на смеси касторового масла и бутилового спирта в пропорции 1:1.

Основа современных, наиболее распространенных, в том числе (“Нева”, “Томь” и РосДОТ, она же “Роса”), – полигликоли и их эфиры. Гораздо реже применяют силиконы.

В комплексе присадок одни из них препятствуют окислению ТЖ кислородом воздуха и при сильном нагреве, а другие – защищают металлические детали гидросистем от коррозии. Основные свойства любой тормозной жидкости зависят от сочетания ее компонентов.

Основные свойства тормозных жидкостей

Температура кипения. Чем она выше, тем меньше вероятность образования паровой пробки в системе. При торможении автомобиля рабочие цилиндры и жидкость в них нагреваются. Если температура превысит допустимую, ТЖ закипит, и образуются пузырьки пара.

Читайте также:  Комплектация Тойота Камри 40: отличия, рестайлинг и дорестайл

Несжимаемая жидкость станет “мягкой”, педаль “провалится”, а машина не остановится вовремя. Чем быстрее ехал автомобиль, тем больше тепла выделится при торможении. А чем интенсивнее замедление, тем меньше времени останется на охлаждение колесных цилиндров и подводящих трубок.

Это характерно для частых длительных торможений, например в горной местности и даже на равнинном шоссе, загруженном транспортом, при резком “спортивном” стиле управления автомобилем. Внезапное закипание ТЖ коварно тем, что водитель не может предугадать этот момент.

Тормозная жидкость БСК: характеристики, состав, отзывы

Вязкость характеризует способность жидкости прокачиваться по системе. Температура окружающей среды и самой ТЖ может быть от минус 40°С зимой в неотапливаемом гараже (или на улице) до 100°С летом в моторном отсеке (в главном цилиндре и его бачке), и даже до 200°С при интенсивном замедлении машины (в рабочих цилиндрах).

В этих условиях изменение вязкости жидкости должно соответствовать проходным сечениям и зазорам в деталях и узлах гидросистемы, заданным разработчиками автомобиля. Замерзшая (вся или местами) ТЖ может блокировать работу системы, густая – будет с трудом прокачиваться по ней, увеличивая время срабатывания тормозов.

А слишком жидкая – повышает вероятность течей.

Воздействие на резиновые детали. Уплотнения не должны разбухать в ТЖ, уменьшать свои размеры (давать усадку), терять эластичность и прочность больше, чем это допустимо.

Распухшие манжеты затрудняют обратное перемещение поршней в цилиндрах, поэтому не исключено подтормаживание автомобиля.

С усевшими уплотнениями система будет негерметичной из-за утечек, а замедление – неэффективным (при нажатии педали жидкость перетекает внутри главного цилиндра, не передавая усилие тормозным колодкам).

Воздействие на металлы. Детали из стали, чугуна и алюминия не должны корродировать в ТЖ. Иначе поршни “закиснут” или манжеты, работающие по поврежденной поверхности, быстро износятся, а жидкость вытечет из цилиндров либо будет перекачиваться внутри них. В любом случае гидропривод перестает работать.

Смазывающие свойства. Чтобы цилиндры, поршни и манжеты системы меньше изнашивались, тормозная жидкость должна смазывать их рабочие поверхности. Царапины на зеркале цилиндров провоцируют течи ТЖ.

Стабильность – устойчивость к воздействию высоких температур и окислению кислородом воздуха, которое в нагретой жидкости происходит быстрее. Продукты окисления ТЖ разъедают металлы.

Гигроскопичность – склонность тормозных жидкостей на полигликолевой основе поглощать воду из атмосферы. В эксплуатации – в основном через компенсационное отверстие в крышке бачка. Тормозная жидкость имеет одно неприятное свойство: она впитывает влагу.

Из-за постоянных перепадов температуры в ней образуется и накапливается конденсат. Чем больше воды растворено в ТЖ, тем раньше она закипает, сильнее густеет при низких температурах, хуже смазывает детали, а металлы в ней корродируют быстрее.

Наличие в тормозной жидкости всего 2–3 процентов воды снижает температуру ее кипения примерно на 70 градусов. На практике это означает, что при торможении DOT-4, например, закипит, не разогревшись и до 160 градусов, в то время как в «сухом» (то есть без влаги) состоянии это произойдет при 230 градусах.

Последствия будут такие же, как если бы в тормозную систему попал воздух: педаль становится колом, тормозное усилие резко ослабевает.

Классы тормозных жидкостей

При разработке жидкостей, как правило, ориентируются на требования американской системы безопасности автомобилей FMVSS № 116 (DOT). Жидкости классифицируют по температуре кипения и вязкости (см. таблицу), остальные их свойства близки.

Наименование показателя DОТ 3 DОТ 4 DОТ 5 БСК Нева А Нева Б Томь
Температура кипения,°C, не ниже 230 240 260 115 200 195 220
Температура кипения увлажненной жидкости,°C, не ниже 140 155 180 140 137 160
Вязкость кинематическая при -40°C,мм/сек., не более 1500 1800 900 1500 1500 1500

Какую ТЖ нужно применять в автомобиле, решает его изготовитель.

Тормозная система автомобиля (в том числе резинотехнические и конструкционные материалы) разрабатывается под определенный тип тормозных жидкостей, поэтому не следует применять отечественные жидкости на иномарках – и не потому, что наши хуже, а импортные лучше.

Просто каждая машина сделана из своих материалов, и разные ТЖ могут на них по-разному воздействовать. Главное правило применения тормозной жидкости – это следовать рекомендациям прилагаемой к автомобилю инструкции.

Жидкости типа DОТ 3 предназначены для гидропривода тормозов барабанного типа, а также для дисковых тормозов при обычных условиях эксплуатации. Жидкости типа DОТ 4 используются на автомобилях с дисковыми тормозами, эксплуатирующихся в городских условиях ( на режимах “разгон-торможение”).

Спирто-касторовая жидкость “БСК” не может рассматриваться как ТЖ для современных автомобилей. Она была разработана для старых автомобилей времен ГАЗ-21 и застывает уже при температуре – 20° С. Жидкость “Нева” марки “А” незначительно уступает требованиям DОТ 3, а марка “Б” – не соответствует им по температуре кипения как сухой, так и увлажненной жидкости.

ТЖ “Нева” была разработана для применения в тормозных системах первых моделей “Жигулей”. Тормозные жидкости DОТ 3, “Томь” и DОТ 4 могут применяться практически на всех отечественных автомобилях.Тормозная жидкость БСК: характеристики, состав, отзывыТормозная жидкость DOT5 также известна, как “силиконовая” тормозная жидкость (“silicone”). Ее преимущества: не разъедает краску; не поглощает воду и может быть полезна там, где абсорбция является проблемой; является совместимой с любыми резиновыми частями. Недостатки: DOT5 нельзя смешивать с DOT3 или DOT4. Большинство проблем с DOT5 возникает, вероятно, по причине смешивания с некоторым количеством других видов тормозной жидкости. Наилучшим способом перейти на DOT5 является полная переборка гидравлической системы. Жалобы на то, что DOT5 приводит к выходу из строя резиновых частей тормозов, были присущи, как правило, ранним формулам (композициям) DOT5. Считалось, что причиной этого было несоответствующее использование различных добавок. В последних формулах эта проблема была устранена. Так как DOT5 не поглощает воду, любая влага, находящаяся в гидравлической системе, будет скапливаться в одном месте. Это может вызвать локальную коррозию в гидравлике. Необходима тщательная прокачка для удаления всего воздуха, находящегося в системе. В жидкости могут сформироваться небольшие пузырьки, размер которых со временем увеличивается. Может потребоваться несколько прокачек. DOT5 является несколько компрессионной (что дает едва заметное ощущение “мягкой педали”). Точка кипения DOT5 ниже, чем у DOT4.

Тормозная жидкость DOT5.1 является относительно новой, поэтому она постоянно вводит автолюбителей в заблуждение. Этого заблуждения можно было бы избежать, если бы эту тормозную жидкость назвали бы по-другому. Обозначение “5.

1” может навести на мысль, что это модификация тормозной жидкости DOT 5 на силиконовой основе. Более естественно было бы назвать ее 4.1. или 6, так как DOT5.1 имеет гликолевую основу, так же как DOT3 и DOT4, а не силиконовую, как DOT5. Что касается принципиального характера тормозной жидкости 5.

1, его можно определить, как “высокотехнологичная” тормозная жидкость DOT4, нежели чем традиционная DOT5. Ее преимущества: DOT5.1 обеспечивает превосходную работу, по сравнению с другими тормозными жидкостями, которые рассматриваются в данной статье.

У нее более высокая точка кипения, по сравнению с DOT3 или 4, как начальная, так и конечная. Фактически, конечная точка кипения (около 275 градусов С) почти такая же, как у гоночных тормозных жидкостей (около 300 градусов С), а начальная точка кипения тормозной жидкости 5.

1 (примерно 175-200 градусов С) естественно значительно выше, чем у гоночных тормозных жидкостей (около 145 градусов). Считается, что DOT5.1 является совместимой с любыми резиновыми компонентами.

Недостатки: DOT5.1 – не силиконовые тормозные жидкости, следовательно, они поглощают воду. DOT5.1, как DOT3 и DOT4, разъедает краску. Жидкости класса DОТ 5.1, не содержащие силикона, иногда обозначают, как DОТ 5.

1 NSBBF, а силиконовые ДОТ 5- ДОТ 5 SBBF.

Аббревиатура NSBBF означает “non silicon based brake fluids” (“тормозная жидкость, не основанная на силиконе”), а SBBF – “silicon based brake fluids” (“тормозная жидкость, основанная на силиконе”).

Особенности эксплуатации тормозных жидкостей

Поглощение воды из атмосферы свойственно ТЖ на полигликолевой основе. При этом температура их кипения снижается. FM VSS нормирует ее для “сухих”, еще не набравших влагу, и увлажненных, содержащих 3,5% воды, жидкостей – т.е. ограничивает только предельные значения.

Интенсивность процесса поглощения не регламентирована. ТЖ может насыщаться влагой сначала активно, а потом – медленнее. Или наоборот.

Но даже если значения температуры кипения у “сухих” жидкостей разных классов сделать близкими, например к DОТ 5, при их увлажнении этот параметр вернется на уровень, свойственный каждому классу.

ТЖ нужно периодически заменять, не дожидаясь когда ее состояние приблизится к опасному пределу. Срок службы жидкости назначает автозавод, проверив ее характеристики применительно к особенностям гидросистем своих машин.

Проверка состояния жидкости

Объективно определить основные параметры ТЖ можно только в лаборатории. В эксплуатации – лишь косвенно и не все. Самостоятельно жидкость проверяют визуально – по внешнему виду. Она должна быть прозрачной, однородной, без осадка. Кроме того, в автосервисах (преимущественно крупных, хорошо оснащенных, обслуживающих иномарки) специальными индикаторами оценивают ее температуру кипения.

Поскольку жидкость в системе не циркулирует, в бачке (место проверки) и в колесных цилиндрах ее свойства могут быть разными. В бачке она контактирует с атмосферой, набирая влагу, а в тормозных механизмах – нет. Зато там жидкость часто и сильно нагревается, и ее стабильность ухудшается. Однако даже такими ориентировочными проверками пренебрегать не стоит, иных оперативных способов контроля нет.

Совместимость и замена

ТЖ с разными основами несовместимы друг с другом, они расслаиваются, иногда появляется осадок. Параметры этой смеси будут ниже, чем у любой из исходных жидкостей, причем влияние ее на резиновые детали непредсказуемо. Основу ТЖ изготовитель, как правило, указывает на упаковке.

Российские РосДОТ, “Неву”, “Томь”, равно как и иные отечественные и импортные полигликолевые жидкости DОТ 3, DОТ 4 и DОТ 5.1, можно смешивать в любых пропорциях. ТЖ класса ДОТ 5 основаны на силиконе и несовместимы с другими. Поэтому стандарт FM VSS 116 требует окрашивать “силиконовые” жидкости в темно-красный цвет.

Остальные современные ТЖ, как правило, желтые (оттенки от светло-желтого до светло-коричневого). Для дополнительной проверки можно смешать жидкости в пропорции 1:1 в стеклянной емкости. Если смесь прозрачна и осадка нет, ТЖ совместимы.

Следует помнить, что смешивать жидкости разных классов и производителей не рекомендуется, так как возможно изменение их свойств. Запрещено смешивать гликолевые жидкости с касторовыми.

Добавление свежей жидкости при прокачке системы после ремонта не восстанавливает свойства ТЖ, поскольку почти половина ее практически не меняется. Поэтому в сроки, установленные автозаводом, жидкость в гидросистеме нужно заменять полностью.

Источник: https://avtonov.info/tormoznaea-zhidkosti

Тормозная жидкость бск состав

Пропустить и перейти к содержимому

Для начала следует понять, что тормозная жидкость — часть гидравлической тормозной системы. Это рабочее тело, передающее давление от главного тормозного цилиндра к колесным.

Разберемся по каждому пункту

Что такое давление? Глупый студент ответит — отношение силы к площади ее приложения. Но это не так — например, ткните пальцем в лужицу воды на столе — сила есть, а давление воды осталось постоянным.

Читайте также:  Шины на Ладу Веста: как выбрать, размеры и давление

Не следует путать размерность величины с ее сутью — давление это напряжение сжатия.

И поскольку большинство жидкостей практически несжимаемо, давление будет передаваться по жидкости, и по истечении ничтожно малого времени будет одинаковым во всем объеме, занимаемом этой жидкостью.

То есть жидкость проводит давление примерно так же, как провода проводят электрический ток. И поскольку провода делают не из первого попавшегося материала, а из того который подходит, так и жидкость должна иметь определенные свойства, чтобы быть хорошим проводником давления.

Два свойства наиболее важны: 1) она должна оставаться жидкостью, то есть при рабочих условиях не кипеть и не замерзать;

2) она должна сохранять свойства в течение длительного времени.

Рассмотрим первое требование — рабочая температура тормозной жидкости колеблется от — 50 (на стоящем автомобиле в сильный мороз) до + 150 при движении по горным дорогам. Итак что произойдет при закипании тормозной жидкости? Пузырьки пара вытесняют некоторую ее часть в расширительный бачок ГТЦ.

В системе остается жидкость, перемешанная с пузырьками пара. Но если сама жидкость несжимаема, то микроскопические пузырьки как раз хорошо сжимаются. И теперь передаваемое давление в первую очередь пойдет на сжатие пузырьков во всем объеме.

Как это будет выглядеть для водителя: педаль тормоза станет мягкой, провалится, а торможения нет.

Температура кипения тормозной жидкости напрямую зависит от содержания в ней воды, и с повышением ее концентрации снижается. Поэтому тормозная жидкость должна обладать минимальной гигроскопичностью (влагопоглощением). Кроме этого, влага в системе способствует коррозии цилиндров, а в холодное время — и образованию ледяных пробок.

Тормозная жидкость БСК: характеристики, состав, отзывы

На рисунке приведена зависимость температуры кипения тормозной жидкости Роса от объемной концентрации в ней воды.

А что будет если жидкость не обладает достаточной морозостойкостью, то есть резко меняет свои свойства при понижении температуры или просто замерзает? Наиболее критичным параметром при этом становится вязкость — если она увеличится, то заметно возрастет время срабатывания тормозов.

(Подробности для любознательных: в стандарте, разработанном Международным объединением инженеров транспорта (SAE), прямо указано, что вязкость тормозной жидкости при -40 o С не должна превышать1800 сСт (мм 2 /с).

Кроме SAE, требования к тормозным жидкостям отражены в документах американского Федерального общества по безопасности транспортных средств FMVSS. В них предусмотрены три нормативных класса: DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1.

)

Какие еще требования предъявляют к тормозным жидкостям? Это смазывающие и антикоррозионные свойства, поршни должны легко перемещаться, а цилиндры — не ржаветь. Несомненно необходима совместимость с деталями тормозной системы, в частности, с резиновыми уплотнениями и шлангами.

Учитывая столь непростые требования, современная тормозная жидкость достаточно сложна по составу.

Большинство современных продуктов (в том числе и хорошо знакомые нам Нева, Томь и Роса) основано на гликолевых смесях.

(Подробности для любознательных: гликоли (диолы) — это спирты, имеющие по две гидроксильные группы ОН. Простейший представитель семейства гликолей — хорошо известный моноэтиленгликоль, применяемый в антифризах. )

Гликолевые смеси в тормозных системах использовались не всегда.

Несколько десятков лет назад появилась БСК — тормозная жидкость красного цвета. Ее делают из бутилового спирта и касторового масла, смешивая их в пропорции 1:1 (отсюда и название продукта — БСК).

Она неприменима в современном автомобиле (в том числе и НИВЕ). Главная причина — низкая температура кипения — всего 115 о С. И на морозе вязкость БСК возрастает.

Специально для продвинутых Нивоводов отмечу, что БСК применима в УАЗиках.

Кстати БСК не поглощает воду.

Всем известная Нева имеет в основе гликолевый эфир в смеси с полиэфиром. Важный ингредиент этой жидкости — антикоррозионная присадка.

Эта жидкость весьма гигроскопична и при эксплуатации быстро снижает температуру кипения. На мой взгляд — несмотря на совместимость — неприменима в НИВЕ из-за особенностей эксплуатации автомобиля (бездорожье).

Тем более, что сегодня эта жидкость считается устаревшей и массово не производится.

Томь — в состав этой жидкости тоже входит гликолевый эфир и пакет целевых присадок. У Томи в сравнении с Невой улучшены основные эксплуатационные показатели. Поэтому ее причисляют классу, удовлетворяющему требованиям DOT-3 (см ниже).

На мой взгляд — несмотря на совместимость, неприменима в НИВЕ из-за трудностей идентификации подлинности происхождения.

Наиболее совершенный массовый продукт отечественного гликолевого семейства — Роса. Эта жидкость основана на борсодержащем полиэфире со специальным пакетом присадок.

Поэтому она удовлетворяет нормам класса DOT-4.

Роса DOT-4 в фирменной упаковке АО Капролактам полностью подходит для эксплуатации в тормозной системе Нивы с заменой в указанные АвтоВАЗом сроки — через два года или через 100 тыс. км пробега.

Импортные препараты широко представлены на рынке. При выборе основной критерий — соответствие требованиям класса DOT, рекомендованного для конкретного автомобиля (для Нивы DOT-4). На мой взгляд использование импортных жидкостей в Ниве имеет мало смысла. Коррозия тормозной системы активнее идет снаружи, а остальные свойства идентичны Росе.

И наконец для самых любознательных — некоторые автомобильные компании применяют тормозные жидкости на основе минерального масла. Они не гигроскопичны, не провоцируют коррозию и служат дольше коллег , имеющих гликолевую закваску. Встречаются очень редко и стоят дорого.

91. Жидкости для тормозных систем. Состав, свойства, разновидности по ГОСТ, методы подбора и применение

Тормозные жидкости должны обладать низкой температурой замерзания, хорошими антикоррозионными свойствами, иметь высокую смазывающую способность и не воздействовать отрицательно на резиновые изделия.

Выпускаются тормозные жидкости на касторовой, глицериновой, гликолевой и нефтяной основах.

На касторовой основе выпускаются автомобильные тормозные жидкости марок ЭСК и БСК. Жидкость ЭСК представляет собой смесь 60% касторового масла и 40% этилового спирта и окрашена в красный цвет.

БСК — это смесь 50 % касторового масла и 50 % бутилового спирта и окрашена в оранжевый цвет Обе жидкости отвечают всем необходимым требованиям, обладая высокой смазывающей способностью Недостатком является невозможность применения в зимних условиях при температуре воздуха ниже минус 20… 25°С, когда при низких температурах касторовое масло кристаллизуется в виде салообразной массы и в растворе остается практически только спирт. При попадании воды жидкости не пригодны к применению. Жидкость БСК токсична и огнеопасна и требует определенных мер безопасности при использовании.

  Вулканизация сырой резины в домашних условиях

На глицериновой основе готовят жидкости, содержащие 35 % очищенного глицерина и 65 % спирта ректификата. По эксплуатационным свойствам такие жидкости аналогичны ЭСК и БСК. Жидкости, содержащие спирты, необходимо хранить в герметичной таре, так как спирт легко испаряется.

На гликолевой основе выпускают автомобильные тормозные жидкости марки ГТЖ-22М и «Нева». Основным компонентом в них является гликоль и его производные. Обладают улучшенными эксплуатационными свойствами за счет введения вязкостных, противоизносных, противокоррозионных и других присадок Низкотемпературные качества этих жидкостей позволяют применять их в системах тормозов круглый год.

Жидкость ГТЖ-22М окрашена в зеленый или зелено-коричневый цвет и принята в качестве единой всесезонной гидротормозной жидкости для отечественных автомобилей всех марок.

Не расслаивается при попадании воды, так как этиленгликоли хорошо смешиваются с водой. Устойчива при хранении. Имеет температуру замерзания -65 °С, вязкость -7.9..8.3 мм 2 /с при 50°С.

Недостатком жидкости является се агрессивность к чугуну и невысокие смазывающие свойства.

Жидкость «Нева»- это композиция на основе этилкарбитола с добавлением загустителя и антикоррозионной присадки. Представляет собой прозрачную однородную жидкость от желтого до светло-желтого цвета без осадка. Температура застывания -60°С, кипения -190 °С.

По эксплуатационным свойствам «Нева» превосходит ГТЖ-22М, но вызывает разбухание кожи, токсична и огнеопасна. Работоспособна при температурах от минус 50 до +50 °С. При обводнении «Невы» температура кипения резко падает до 120.

140 °С и при этом снижается безопасность автомобиля.

Жидкость «Томь» — всесезонная тормозная жидкость, желтого цвета, представляющая собой смесь гликолей и эфиров борной кислоты. Имеет низкую гигроскопичность, незначительно снижается температура кипения при попадании воды, хорошие противоизносные и коррозионные свойства. Эксплуатационные свойства жидкости обеспечивают надежную работу приводов тормозов грузовых и легковых автомобилей

Жидкость «Роса» — на основе борсодержащих соединений с комплексом антиокислительных и антикоррозионных присадок. Применяется для тормозных систем всех типов автомобилей. Работоспособность от минус 50 до +50 0 С, совместима с «Невой».

На нефтяной основе применяется в качестве жидкостей для тормозных систем АМГ-10 и Г Т Н (обе красного цвета). Обладают хорошими низкотемпературными свойствами.

Температура застывания для ГТН — минус 63°С, вязкость — 10 mm 2 /c при 50 °С.

Однако необходимо читывать, что при эксплуатации эти жидкости вызывают набухание резины, а поэтому должны применяться, когда уплотнительные детали тормозных систем изготовлены из маслобензостойкой резины.

Кроме того, смешивание любой тормозной жидкости с топливом и маслами недопустимо, так как нефтепродукты разрушают резиновые детали. Запрещается применение смеси спирта и глицерина и других веществ, не рекомендованных к использованию в тормозных системах

Перед заполнением тормозную систему промыть и прокачать растворителями, например ацетоном Жидкости требуют замены в соответствии с правилами по техническому обслуживанию.

Пополнять убыль в системе необходимо жидкостью той же марки, так как разные copтa жидкостей могут расслаиваться При сомнениях в имеющихся марках жидкостей надо проверять их совместимость Для этого примерно равные количества жидкостей из системы и добавляемой перемешивают и дают отстояться Если образуются два слоя, то жидкость добавлять нельзя, она приготовлена на иной основе. В этом случае освобождают систему oт жидкости, промывают и заливают имеющейся.

сайт о классических автомобилях ГАЗ

Источник: http://avtotop.info/tormoznaja-zhidkost-bsk-sostav/

Характеристики тормозной жидкости

28 Августа 2018

Назначение тормозных жидкостей (ТЖ) — передавать усилие от главного тормозного цилиндра к колесным. Задача хоть и узкая, но чрезвычайно ответственная; у тормозной системы нет права на отказ, ни при каких обстоятельствах. Именно этим условием определяются технические требования к свойствам тормозных жидкостей. Состоят они в следующем:

1. Температура кипения

Рабочая температура тормозной жидкости в наиболее горячих точках системы примерно такова: 60-70оС при движении по шоссе, 80-100°С в городе и 100-120°С на горных дорогах.

Но это в среднем, а в напряженных условиях она нередко достигает 150°С и даже больше, поскольку, например, тормозная колодка при нескольких экстренных торможениях нагревается до 600°С.

Поэтому жидкость в неблагоприятной ситуации может закипеть, а это грозит катастрофой: объем главного цилиндра невелик (всего 5-15 мл), а как только объем пузырьков пара в системе превысит эту величину, то тормоза полностью откажут. Но и до этого, при малых размерах паровых пробок, эффективность тормозов уже заметно падает.

2. Морозостойкость

Очевидно, что жидкость, служащая для передачи давления, должна сохранять приемлемую текучесть даже при сильном холоде. Ее вязкость не должна превышать 1800 кв.мм/с.

Читайте также:  Задний бампер на митсубиси лансер 10: оригинал, evo, зодиак

3. Антикоррозионные и смазывающие свойства

Для движущихся деталей тормозной системы (поршеньков) рабочая жидкость призвана служить естественной смазкой, поскольку других антифрикционных продуктов в их зоне трения нет.

Важно и то, что конструктивные элементы из стали и цветных металлов не должны испытывать коррозионного воздействия со стороны веществ, входящих в тормозную жидкость.

Все эти требования удовлетворяются применением специальных добавок и присадок в товарных продуктах.

Как и в случае с охлаждающими жидкостями, ТЖ представляет собой смесь базовой основы (93-98%) и нескольких компонентов (2-7%). Но, в отличие от ОЖ, тормозные жидкости классифицируются в зависимости от основы.

Существует 3 типа основы

  • смесь бутилового спирта и касторки
  • гликоль и полигликоль (иногда с добавлением бора)
  • силикон

ТЖ на основе бутилового спирта – это «вчерашний день», их применяли на старых автомобилях (одним из последних был ГАЗ-24 Волга до 1985 года).

Такая ТЖ имеет температуру кипения 115 — 120°С, и малую температуру застывания (около -20°С), однако она выделяется хорошими смазывающими способностями, к тому же она не агрессивна к резиновым соединениям старых автомобилей.

Поэтому если для старого автомобиля рекомендована именно такая ТЖ – то ее и следует применять, иначе современная ТЖ может попросту разъесть «резинки».

ТЖ на основе силикона применяются в основном в спорте. Их отличие – высокая температура кипения (240-260°С, бывают жидкости и на 300°С), полная не-гигросокпичность (т.е.

они не впитывают влагу, что позволяет эксплуатировать силиконовые ТЖ до 5 лет), и небольшая сжимаемость.

Зачастую ТЖ на силиконовой основе обозначают как DOT 5 SBBF (Silikon Based Brake Fluid), и окрашивают в темно-красный цвет.

ТЖ на гликолевой или поли-гликолевой основе – наиболее популярна. В зависимости от состава, такие тормозные жидкости могут обеспечить и температуру кипения в 230-260°С, хорошую устойчивость к замерзанию (примерно до -40°С), низкую вязкость, достаточные антикоррозионные и смазывающие свойства.

Главный минус таких тормозных жидкостей – гигроскопичность, возможность впитывать влагу: за первый год эксплуатации ТЖ набирает около 2% влаги от своего объема, за 2-й год – еще 1-2%. Это приводит к существенному понижению температуры кипения ТЖ (примерно на 70-80°С), поэтому такие жидкости следует менять раз в 1-2 года или около 30-40 тыс. км пробега (что наступит раньше).

Их окрашивают в желтый или светло-коричневый цвет, иногда ТЖ на гликолевой основе вообще бесцветны.

Именно ТЖ на гликолевой основе представляют собой основную массу рынка, именно их классифицируют по DOT (с учетом «силиконовой» тормозной жидкости DOT5).

Тормозные жидкости на разных основах смешивать запрещено, можно лишь доливать ТЖ на одинаковой основе, желательно одного класса по DOT и одного производителя (ведь пакет присадок у разных производителей может отличаться).

При переходе с гликолевой ТЖ на силиконовую, или наоборот, всю тормозную систему необходимо тщательно промыть.

Зачастую все иностранные и большинство российских ТЖ имеют на упаковке обозначение DOT 3, DOT 4, DOT 5.1. DOT расшифровывается как «Department of Transport», а последующая цифра означает определенный класс допуска.

DOT 3 – «базовая» ТЖ на гликолевой основе с необходимым пакетом смазывающих и антикоррозионных присадок, с температурой закипания 210-220оС для «сухой» ТЖ и 140-150°С для «мокрой» ТЖ (уже набравшей 3,5% воды). Вязкость ТЖ DOT 3 – 1500 кв. мм/с при -40°С. Ее применяют в автомобилях с дисковыми и барабанными тормозами, она требует замены примерно каждые 1-2 года, агрессивна к краске. 

  • Преимущества: Это недорогая тормозная жидкость, которую можно купить на большинстве автозаправок, в большинстве универмагов и в любом магазине автозапчастей. 
  • Недостатки: DOT 3 повреждает тормозные прокладки из натуральной резины, и не должна использоваться в автомобиле с такими прокладками. Данная ОЖ достаточно быстро поглощает воду. Поэтому, после вскрытия емкости с DOT 3, её следует использовать в течение недели. Так как DOT 3 поглощает воду, любая впитавшаяся вода может вызвать коррозию тормозных магистралей и цилиндров.

DOT 4– ТЖ на гликолевой основе с базовым пакетом присадок и улучшенными качествами: температура кипения «сухой» ТЖ достигает 230-235°С, «мокрой» 155-160°С, вязкость составляет 1800 кв. мм/с.

Такая жидкость хорошо подходит для автомобилей с дисковыми (вентилируемыми) тормозами, агрессивна к краске, требует замены примерно раз в 1-2 года.

Тормозную жидкость DOT 4 рекомендуется использовать в большинстве серийных автомобилях оснащенных АБС.  

  • Преимущества: DOT 4 поглощает воду не так быстро, как DOT 3. У этой жидкости выше точка кипения по сравнению с DOT 3, следовательно, она более пригодна для больших нагрузок на тормозную систему. 
  • Недостатки: DOT 4 разъедает краску. Небольшие утечки в основном цилиндре растворят краску на корпусе вблизи места утечки, что может привести к появлению в этом месте ржавчины. DOT 4, как правило, примерно на 50% дороже, чем DOT3. Так как DOT 4 все же поглощает воду, это может вызвать коррозию в тормозных магистралях и цилиндрах.

DOT 5 (SBBF, silikon based brake fluid)– ТЖ на силиконовой основе с высокими рабочими температурами (260/180°С), и низкой вязкостью (900 кв. мм/с, педаль еще более «чистая»). Отлично подходит для спорт-каров, для быстрой спортивной езды с сильными торможениями. Не агрессивна к краске, не впитывает воду, поэтому такую ТЖ можно менять спустя 4-5 лет эксплуатации.  

  • Преимущества: Тормозная жидкость DOT 5 не разъедает краску, не поглощает воду и может быть полезна там, где абсорбция является проблемой, совместима с любыми резиновыми частями. 
  • Недостатки: DOT 5 нельзя смешивать с DOT 3 или DOT 4. Большинство проблем с DOT 5 возникает, вероятно, по причине смешивания с некоторым количеством других видов тормозной жидкости. Наилучшим способом перейти на DOT 5 является полная переборка гидравлической системы. Так как DOT 5 не поглощает воду, любая влага, находящаяся в гидравлической системе, будет скапливаться в одном месте. Это может вызвать локальную коррозию в гидравлике. Необходима тщательная прокачка для удаления всего воздуха, находящегося в системе. В жидкости могут сформироваться небольшие пузырьки, размер которых со временем увеличивается. Может потребоваться несколько прокачек. Кроме того, купить такую жидкость сложно. Как правило, ее продают только некоторые автомагазины.

DOT 5.1 (NSBBF, non silikon based brake fluid)– ТЖ на гликолевой  основе, дальнейшее развитие DOT 4: рабочие температуры для «сухой» ТЖ – 260°С, для «мокрой» — 180°С, вязкость ниже (900 кв. мм/с, педаль более «чистая»), больше антикоррозионных присадок. Более гигроскопична, поэтому требует замены раз в год. Отлично подходит для быстрой напористой езды на мощном автомобиле.  

  • Преимущества: DOT 5.1 обеспечивает превосходную работу, по сравнению с другими тормозными жидкостями. У нее более высокая точка кипения, по сравнению с DOT 3 или 4, как начальная, так и конечная. Фактически, конечная точка кипения почти такая же, как у гоночных тормозных жидкостей, а начальная точка кипения тормозной жидкости 5.1 естественно значительно выше, чем у гоночных тормозных жидкостей. DOT 5.1 является совместимой с любыми резиновыми компонентами. 
  • Недостатки: DOT 5.1 не силиконовая тормозная жидкость, следовательно, она поглощает воду. DOT 5.1, как DOT 3 и DOT 4, разъедает краску. Стоит такая жидкость значительно дороже, чем DOT 3 или DOT 4, и найти её в магазинах сложнее.

БСК – это общее название для жидкостей на основе бутилового спирта и касторки (сокращение базовых элементов и дает название БСК). Рабочие температуры такой ТЖ низкие (закипание при 115-120°С), БСК плохо противостоит морозу (замерзание при -20°С), в общем – вчерашний день. Поэтому БСК на рынке практически не найти.

Таким образом, из всех тормозных жидкостей для использования наиболее предпочтительна DOT4. Эта жидкость, будучи не намного дороже, обеспечивает меньшую абсорбцию воды, соответственно снижая появление коррозии по сравнению с DOT 3. Имеет более высокую точку кипения, чем DOT 3, что является более предпочтительным для больших нагрузок.

Тормозная жидкость DOT 4 торговой марки TCL – это жидкость высочайшего качества, полностью соответствующая стандартам JIS K 2233 (Япония), BF-4, SAE J 1704 FMVSS No.116 DOT 4 (США). Отлично подходит для гидравлических тормозных систем, в том числе, для тормозных систем новых моделей. Идеальна для дисковых тормозных систем.

Содержит антикоррозионные добавки, предотвращающие коррозию частей тормозной системы. Предохраняет резиновые сальники от преждевременного выхода из строя, обладает оптимальной вязкостью. Обеспечивает надежную и долговременную работу тормозной системы автомобиля.

Источник: http://www.tcl-japan.ru/articles/bfcharachteristics/

Доверяй, но проверяй!

nov123@mail.ru, 23 Сентября 2017 10:38

Просмотров: 954, рейтинг:

Всем доброго дня!

Открыл для себя новый интернет-ресурс приобретения автозапчастей. В названии сайта компании «AvtoAll — Интернет-магазин автозапчастей» даже для пессимистов зарождается надежда. Я автомобилист со стажем, за рулем с 1977 года. И до сих пор владею легендой советского автопрома автомобилем «Волга» ГАЗ-21. 

Наряду со множеством других отечественных и импортных авто, бывшими у меня в разное время, «Волга» осталась в моей коллекции в аутентичном состоянии и используется как автомобиль выходного дня.

Возникшая проблема с отсутствием тормозной жидкости БСК при очередной профилактике заставила меня ринуться на ее поиски.

Были проштудированы сайты многих поставщиков и даже форумы по самостоятельному изготовлению заветной БСК, отзывы по существующим ТЖ выпускаемым по аналогичному составу, как оригинальная БСК.

Дважды заказывал БСК производства «ОйлРайт» через «АвтоОлл». И всегда процесс получения был под моим контролем. Я получал СМС о менеджере, который курирует заказ, и по электронной почте видел, как он формируется и его готовность к выдаче. Правда, получал я его сам, без курьера в пункте выдачи СДЕК. Мне так удобнее, живу я рядом.

И, главное я проверил соответствие товара ожиданию. Такая возможность есть на пункте выдачи. Система «Доверяй, но проверяй», сработала. Далее анализировал механик и пришел к выводу, что это то что надо! Не смотря на нелестные отзывы на форумах о ТЖ БСК, проверки она выдержала! Затем еще сделал заказ ТЖ и так же оперативно его получил.

Прокачали тормоза, получили ожидаемый результат — все работает.

Все мы находимся в плену ранее попученных отзывов по тому или иному поводу. Мой девиз — верь людям, но проверяй сам и после этого выноси вердикт!

По работе компании у меня за десятки лет автолюбительской жизни есть с чем сравнить. Я считаю, что компания «АвтоОлл» правильно ориентирована на клиента и его запросы.

Внятно и по делу менеджеры отвечают за наличие или отсутствие запчастей, выдерживает сроки. И как видно в моем случае мне не просто повезло, я целенаправленно выполнил проверку спорной ТЖ БСК. Похоже, уровень поставщика тоже оказался на высоте.

Кстати, во втором случае упаковка была еще более надежной, хотя замечаний и к предыдущей не было.

Благодарю сотрудников за работу и качественный товар!

Рейтинг:

Оценка через соц. сети:

Источник: https://www.avtoall.ru/review/38672442/

Ссылка на основную публикацию