Состав тосола: стандартная рецептура антифриза по госту, характеристика и свойства марки а-40

К группе охлаждающих жидкостей относятся низкозамерзающие, обладающие высокой теплоемкостью и теплопроводностью жидкости, предназначенные для поглощения и отвода тепла в жидкостных системах охлаждения.

Для обеспечения удовлетворительного теплоотвода в системах охлаждения, вырабатываются различные марки низкозамерзающих охлаждающих жидкостей (антифризов), представляющих собой водные растворы этиленгликоля с добавлением антикоррозионных присадок.

В зависимости от предполагаемых температурных условий эксплуатации, для вырабатываемых охлаждающих жидкостей устанавливается значение температуры начала кристаллизации (Тнк).

В настоящее время, минимальными предельными значениями, для разных марок, являются температуры: минус 35, минус 40 и минус 65 0С (рис. 1).

Значения показателей качества охлаждающих жидкостей представлены в таблицах 1-3.

В соответствии с ГОСТ 26098-84 «Нефтепродукты. Термины и определения» – антифризами называют низкозастывающие технические жидкости для поглощения и отвода тепла.

Требования к качественным характеристикам антифризов установлены ГОСТ 159-52 «Жидкость охлаждающая низкозамерзающая».

Антифризы, выпускаемые по ГОСТ 159-52 представляют собой растворы этиленгликоля, с примесью незначительных количеств пропиленгликоля и полигликолей, с добавлением антикоррозийной присадки.

Выпускают 2 марки антифризов – «Марка «40» и «Марка «65» , отличающиеся своими низкотемпературными характеристиками. Антифриз марки «65», предназначен для применения в условиях Крайнего Севера и других районах с низкими температурами окружающего воздуха.

Состав тосола: стандартная рецептура антифриза по ГОСТу, характеристика и свойства марки а-40

Рис. 1. Распределение охлаждающих жидкостей по низкотемпературным свойствам

Таблица 1.

Наименование
показателя
Антифризы
Нормативные значения показателей качества
Марка «65»
Марка «40»
1. Внешний вид Слабо-мутная оранжевая жидкость,

  • не вспенивающаяся при попадании в
  • нее нефтепродуктов и не разрушающая
  • резиновых деталей системы охлаждения
Слабо-мутная
желтоватая жидкость
2. Плотность 1,085-1,090 1,0675-1,0725
3. Коэффициент преломления ≥ 1,400 ≥ 1,390
4. Фракционный состав:

  1. – фракция выкипающая до 150 0С, в % по массе
  2. – остаток, кипящий выше 150 0С, в % по массе
  3. – потери, в % по массе
 

  • ≤ 35
  • ≥ 64
  • ≤ 1
 

  1. ≤ 47
  2. ≥ 52
  3. ≤ 1
5. Содержание механических примесей, % ≤ 0,005
6. Содержание золы, в % ≤ 0,4
7. рН ≤ 8,5
8. Компоненты антикоррозийной присадки:
Na2HPO4, в г/л, в пределах
3,0-3,5 2,5-3,5
9. Температура замерзания, 0С ≤ Минус 65 ≤ Минус 40
10. Содержание хлоридов, % ≤ 0,0007

Таблица 2.

Наименование
показателя
ТУ 6-57-95-96 (изм. 1-5)
Нормативные значения показателей качества
Тосол-АМ
Тосол-А40М
Тосол-А65М
1. Внешний вид Однородная подвижная жидкость голубого цвета без механических примесей Однородная прозрачная жидкость голубого цвета без механических примесей Однородная прозрачная жидкость красноватого цвета без механических примесей
2. Плотность при 200С, г/см3 1,120-1,140 1,078-1,085 1,085-1,100
3. Температура кипения при давлении 101,3 кПа
(760 мм рт. ст.), 0С
≥ 170 ≥ 108 ≥ 110
4. Температура начала кристаллизации, 0С ≤ минус 35
(при разбавлении дистиллированной водой в объемном соотношении 1:1)
≤ минус 40 ≤ минус 65
5. Массовая доля воды, %, ≤ 3
6. Щелочность, см3 ≥ 10 ≥ 10 ≥ 10
7. Показатель активности водородных ионов (рН) при температуре 20 0С, в пределах 7,5-8,5
(при разбавлении дистиллированной водой в объемном соотношении 1:1)
7,5-8,5 7,5-8,5
8. Вспениваемость:
объем пены через 5 мин., см3
время исчезновения пены, с
50

  • (при разбавлении раствором
  • хлористого цинка в объемном соотношении 1:1)
  • 5
  • (при разбавлении раствором хлористого цинка в объемном соотношении 1:1)
30
3
30
3
9. Коррозионное воздействие на металлы, мг

  1. а) припой ПОС 35
  2. б) медь М1
  3. в) латунь Л68 или Л63
  4. г) алюминий АК6М2
  5. д) чугун марки СН-190
 

  • ≤ 12,0
  • ≤ 8,0
  • ≤ 8,0
  • ≤ 19,0
  • ≤ 9,0
10. Стойкость в жесткой воде Отсутствие
расслоения или осадка
11. Набухание резин при температуре 100 0С в течение 72-х часов

  1. Изменение объема, %:
  2. а) стандартные образцы резины марки 7-57-5006 ТУ 38-105-250-91 код ТРП-100-60
  3. б) стандартные образцы резины марки 57-7011 ТУ 38-105-262-78 91 код ТРП-100-60
(при разбавлении дистиллированной водой в объемном соотношении 1:1) ≤ 5
≤ 5
  ≤ 5
≤ 5
  ≤ 5
≤ 5

Таблица 3.

Наименование
показателя
Норма для марки
ОЖ -40 «Лена»
ОЖ –65 «Лена»
1. Внешний вид Жидкость желто-зеленого цвета без механических примесей.
Допускается опалесценция
2. Плотность при 20 0С, г/см3 1,075-1,085 1,085-1,100
3. Фракционный состав:
– температура начала перегонки, 0С,
– массовая доля фракции при перегонке до 150 0С, %
 
≥ 100
≤ 50
 
≥ 100
≤ 38
4. Резерв щелочи, см3 ≥ 10,0 ≥ 10,0
5. Температура начала кристаллизации, 0С ≤ Минус 40 ≤ Минус 65
6. Показатель активности водородных ионов (рН) при 20 0С 8,2-10,5 8,2-10,5
7. Вспениваемость:
объем пены через 5 мин., см3,
время исчезновения пены, с
 
30
3
 
30
3
8. Коррозионное воздействие на металлы, г/м2, за 24 часа

  • а) медь М1 и М3
  • б) латунь Л 68
  • в) сталь 20, 10
 

  1. 0,1
  2. 0,1
  3. 0,1
 

  • 0,1
  • 0,1
  • 0,1
г) чугун марки СЧ-25
д) алюминий Ал-9
е) припой ПОС 40
0,1
0,1
0,2
0,1
0,1
0,2
9. Набухание резины марки 7-57-5-00 при 100 0С, в течение 72 ч, % объемных ≤ 5,0

Охлаждающие жидкости марки Тосол получают приготовлением концентрата антикоррозийных, антипенных добавок, красителя в этиленгликоле. Применяют для охлаждения двигателей внутреннего сгорания, а так же в качестве рабочих жидкостей в других теплообменных аппаратах, эксплуатируемых при низких и умеренных температурах.

Наименование «Тосол» принято от аббревиатуры ТОС (Технология Органического Синтеза) по названию отдела Государственного союзного Научно Исследовательского Института органической химии, разработавшего рецептуру продукта.

Наличие в названии обозначений «40» или «65», позволяет судить о низкотемпературных свойствах (температуре начала кристаллизации) данной марки Тосола.

Охлаждающая жидкость «Лена», выпускаемая по ТУ 113-07-02-88, разработана по заданию Госкомитета СССР по науке и технике как единая жидкость для военной и гражданской техники, включая летательные аппараты.

Может использоваться для охлаждения электронной аппаратуры. Обладает универсальными свойствами.

Имеет высокую термоокислительную стабильность, обеспечивает защиту от коррозии конструкционных материалов, не приводит к усиленному набуханию полимерных материалов, инертна по отношению к резинотехническим изделиям.

Зарубежная классификация относит антифризы марок «40» и «65», Тосолы А40М и А65М, ОЖ -40 «Лена» и ОЖ – 65 «Лена» к классу G11 по классификации теплоносителей, разработанной компаний Фолькваген (Volkswagen).

Любой теплоноситель состоит из смеси этиленгликоля (пропиленгликоля, полипропиленгликоля), дистиллированной воды, красителя и пакета присадок. Применение теплоносителей в системах отопления, охлаждения, вентиляции осуществляется исходя из соответствия их характеристик условиям эксплуатации. Классификация VW, подраздееляет теплоносители на три группы: G11, G12 и G13.

К группе G11 относятся теплоносители, полученные на основе этиленгликоля, содержащие пакеты неорганических присадок (как правило, силикатных). Теплоносители данной группы окрашивают в зеленый или синий цвета.

К группе G12 относят теплоносители на основе этиленгликоля, содержащие пакеты органических присадок (как правило, карбоксилатных, не содержащих силикатов). Теплоносители окрашивают в красный цвет.

Присадки применяют для образования антикоррозийной пленки в местах очагов возникновения коррозии.

Применение таких присадок не дает антикоррозионной пленке покрывать все внутренние поверхности системы, что обеспечивает более эффективный теплоотвод и более длительный срок эксплуатации, чем при использовании теплоносителей класса G11.

К группе G13 относят теплоносители полученные на основе полипропиленгликоля. Теплоносители содержат пакеты органических присадок (не содержащих силикатов). Продукт окрашивают в желтый или оранжевый цвета. Теплоносители группы G13 более экологичны, не ядовиты, обладают свойством достаточно быстро разлагаться, в связи с чем имеют широкое применение в медицинской промышленности.

Содержание страницы1. Эксплуатационные свойства и ассортимент амортизаторных жидкостей2. Эксплуатационные свойства и ассортимент тормозных жидкостей2.1. Эксплуатационные свойства тормозных жидкостей2.2. Ассортимент тормозных жидкостей3.

Эксплуатационные свойства и ассортимент охлаждающих жидкостей3.1. Эксплуатационные свойства охлаждающих жидкостей3.2. Ассортимент охлаждающих жидкостей4. Стеклоомывающие жидкости5. Пусковые жидкости6. Промывочные средства7.

Гидравлические жидкости Наряду с топливом, маслом и смазками в современных автомобилях и транспортно-технологических машинах широко […]

К группе узкоспециализированных жидкостей относятся жидкости, применяемые на технике для решения специальных задач и обладающие соответствующим уровнем эксплуатационных характеристик.

Так, для придания различным материалам и изделиям гидрофобных свойств, предназначена гидрофобизирующая жидкость «136-41» вырабатываемая по ГОСТ 10834-76 «Жидкость гидрофобизирующая. Технические условия», представляющая собой полимер этилгидросилоксана.

Гидрофобность (от древнегреческого «гидро» – «вода» и «фобос» – «страх») свойство […]

Содержание страницы1. Амортизаторные жидкости2. Гидравлические масла2.1 Минеральные гидравлические масла2.2 Полусинтетические гидравлические масла2.3 Синтетические гидравлические масла3. Противооткатные жидкости4.

Разделительные жидкости К группе гидравлических жидкостей, относятся специальные жидкости и масла, применяемые в гидростатических системах летательных аппаратов, подвижной наземной, судовой техники и других механизмах.

Основным предназначением гидравлических жидкостей является их использование в качестве рабочих тел, в гидравлических системах […]

Источник: https://extxe.com/12295/ohlazhdajushhie-zhidkosti/

Характеристики Тосола А-40 — АвтоЖидкость

К числу популярных охлаждающих двигатель жидкостей, относится Тосол А40. Он рекомендуется для использования в зимний период для районов с умеренным климатом (для более северных регионов приемлемее марка Тосола А-40М). Рассмотрим его рабочие параметры.

Характеристики

Как и другие охлаждающие жидкости схожего состава (например, тосол А-65), А-40 включает в себя, кроме этиленгликоля, различные добавки:

  • Противопенные.
  • Ингибирующие коррозионные процессы.
  • Цветовые (чаще используется синий краситель, но в продаже можно встретить и Тосол А-40 красного цвета).

В советские времена, когда продукт впервые был синтезирован, регистрацией названия никто не занимался, поэтому в современных профильных торговых точках можно встретить достаточное количество схожих марок, выпускаемых разными производителями.

Физические характеристики тосола, которые в полной степени соответствуют техническим требованиям ГОСТ 28084-89 и ТУ 2422-022- 51140047-00, таковы:

  1. Температура начала кристаллизации, ºС, не менее: -40.
  2. Термическая стабильность, ºС, не менее: +120.
  3. Плотность, кг/м3 –1100.
  4. Показатель рН – 8,5….9,5.
  5. Теплоёмкость при 0ºС, кДж/кг·К – 3,19.

Большинство описанных показателей определяются концентрацией этиленгликоля в составе Тосола А-40, его вязкостью и интегральной температурой охлаждающей жидкости, которая устанавливается в процессе работы двигателя.

В частности, динамическая вязкость продукта колеблется в пределах от 9 сСт при 0ºС, до 100 сСт при -40ºС. По приведённому температурному диапазону можно практически устанавливать качество приобретённого тосола.

Как проверить качество Тосола А-40?

Владельцам автомобилей тест пригодности охлаждающей жидкости проще всего выполнять по следующим пунктам:

  • Измерением плотности: чем она больше отличается от нормативного значения, тем хуже. Сниженная плотность говорит о том, что в продукте присутствует чрезмерно разбавленный водой этиленгликоль.
  • Определением фактической щёлочности рН раствора: при её пониженных значениях противокоррозионные свойства состава существенно ухудшаются. Особенно это плохо для деталей двигателя, которые изготовлены из алюминия.
  • По однородности и интенсивности цвета: если он – светло-голубоватый, или, наоборот, чересчур тёмный, то состав, скорее всего, изготовлен давно, и ряд своих полезных качеств потерял.
  • Проверкой на кристаллизуемость при пониженных температурах. Если Тосол А-40 при замерзании в отсутствии воздуха не изменил свой объём, значит перед вами – продукт хорошего качества;
  • Испытанием термостабильности, для чего некоторое количество охлаждающей жидкости доводят до кипения, после этого в течение нескольких минут оставляют кипеть на малом огне. При этом не должен ощущаться резкий запах аммиака, а жидкость в колбе остаётся прозрачной, не выделяя на дне осадок.
Читайте также:  Слабые места Митсубиси Лансер 9: недостатки и проблемы

Всё из приведённых выше тестов можно произвести без приобретения специальных приборов.

Стоимость

По цене Тосола марки А-40 или А-40М можно установить не только авторитетность производителя, но и качество охлаждающей жидкости. Крупные производители фасуют тосол в таре различной ёмкости и производят продукт достаточно крупными партиями.

Поэтому цена может оказаться несколько ниже средней (но не намного!).

Случайные, неспециализированные фирмы под маркой «Тосол А-40» могут производить обычный фальсификат – разведённый водой этиленгликоль (а то и более дешёвый но очень токсичный метиленгликоль), куда добавляют некоторое количество пищевых синих красителей. Цена такого псевдотосола будет значительно ниже.

В зависимости от вида тары, фирм-производителей и регионов продаж, цена Тосола А-40 варьируется в следующих пределах:

  • Для ёмкостей 5 л – 360…370 руб.
  • Для ёмкостей 10 л – 700…750 руб.
  • Для ёмкостей 20 л – 1400…1500 руб.

При фасовке в стальных бочках 220 л цены на продукт стартуют от 15000 руб.

Источник: https://avtozhidkost.ru/tosol-a-40-tsena-harakteristiki-gost/

Тосол: антифриз с отечественными корнями

В России большой популярностью пользуются антифризы отечественного производства, созданные в 1960-х годах — тосолы. Все о тосоле, его существующих типах, составе, характеристиках, особенностях, а также о применяемости и правильном выборе этого антифриза для автомобиля — читайте в данной статье.

Что такое тосол?

Тосол — общее наименование низкозамерзающих охлаждающих жидкостей (антифризов) на основе этиленгликоля с неорганическими присадками, предназначенных для применения в системе охлаждения автомобильного двигателя в холодное время года.

Зимняя эксплуатация транспортных средств, оборудованных ДВС с жидкостной системой охлаждения, всегда была связана с массой проблем. Одна из них — замерзание охлаждающей жидкости.

Вода при замерзании расширяется, что может привести к разрыву радиатора, трубопроводов и даже блока двигателя.

Эта проблема решается применением специальных низкозамерзающих (зимних) охлаждающих жидкостей (ОЖ) — антифризов, которые остаются в жидкой фазе при отрицательных температурах.

К таким жидкостям относится и разработанный в России Тосол. Данный антифриз впервые появился почти полвека назад, однако благодаря своей цене все еще популярен и востребован у автомобилистов.

  • 1 797 ₽
  • 513 ₽
  • 855 ₽
  • 1 050 ₽
  • 591 ₽
  • 1 860 ₽
  • 1 197 ₽
  • 641 ₽
  • 278 ₽
  • 1 464 ₽

Показать все товары

История тосола тесно связана с самыми массовыми отечественными автомобилями — «Жигулями».

В первых ВАЗ 2101 – 2103, разработанных на основе Fiat 124, использовалась итальянская же охлаждающая жидкость Paraflu 11 на основе этиленгликоля (она заливалась в систему охлаждения непосредственно на автозаводе).

Данный антифриз был дорогим и недоступным для рядовых автовладельцев, поэтому на рубеже 60-х – 70-х годов были разработаны отечественные охлаждающие жидкости с аналогичными характеристиками.

Работа по созданию нового антифриза проводилась в Государственном НИИ органической химии и технологии (ГосНИИОХТ), а точнее — в отделе Технологии органического синтеза (ТОС).

Наименование «Тосол» родилось при объединении аббревиатуры «ТОС» и окончания «-ол», которое в химической номенклатуре применяется для образования названий спиртов. В институте была создана оригинальная рецептура антифриза (авторы — Чижов Е. Б. и Шаталов М. П.

), технологии его производства и торговое название (которое со временем стало нарицательным).

Система охлаждения двигателя

До начала 90-х годов существовало три марки (шесть разновидностей) тосола, сегодня же их количество и разнообразие многократно возросло, поэтому сделать грамотный выбор среди этого многообразия бывает непросто. Облегчить этот выбор поможет знание типов, химического состава и применяемости тосолов.

Состав и особенности тосола

Как оригинальный Тосол, так и другие антифризы, продающиеся сегодня под этой маркой, состоят из трех основных компонентов:

  • Этиленгликоль;
  • Дистиллированная вода;
  • Пакет неорганических присадок (антикоррозийные, антивспенивающие, стабилизирующие, другие).

Основу антифриза составляет этиленгликоль — двухатомный спирт, водные растворы которого обладают низкими температурами замерзания. Чистый этиленгликоль замерзает при температуре −12,9°C, раствор 50/50 с водой замерзает уже при −36°C, раствор с 66,7% этиленгликоля замерзает при температуре −75°C, а с дальнейшим повышением концентрации спирта температура замерзания повышается.

Этиленгликоль обладает рядом недостатков: высокая степень токсичности (наносит вред даже при попадании на кожу) и коррозионная активность.

Простой водный раствор спирта, работающий в системе охлаждения двигателя, в считанные месяцы приведет к разрушению металлических компонентов (независимо от того, стальные они, чугунные, медные или алюминиевые), не пощадит этиленгликоль и резины с пластиками.

Для снижения негативного воздействия ОЖ на металлы в его состав вводятся антикоррозийные присадки — ингибиторы коррозии и вещества, образующие на внутренних поверхностях деталей защитные пленки.

Во время движения транспортного средства и работы силового агрегата все его детали подвергаются вибрациям, толчкам и ударам, что приводит к вспениванию циркулирующего антифриза. Это может серьезно нарушить теплообмен и привести к перегреву мотора. Поэтому в состав тосола вводятся антивспенивающие присадки.

Наконец, в состав антифриза вводятся стабилизирующие присадки, которые снижают интенсивность разложения спирта и других присадок под воздействием высоких температур и химических реагентов. А для визуального определения типа тосола, его уровня в расширительном бачке и текущего состояния используются красящие добавки синего и красного цвета.

В общем случае состав тосола следующий:

  • Этиленгликоль — от 50 до 65 %;
  • Вода дистиллированная — от 30 до 50 %;
  • Пакет присадок — до 6-7 %.

Состав тосола и концентрация основных веществ зависит от его типа и характеристик.

Типы и характеристики тосола

Тосол-40 — жидкость голубого цвета

Тосол-65 — жидкость красного цвета

На территории РФ действует стандарт ГОСТ 28084-89, регламентирующий основные характеристики и особенности антифризов на основе этиленгликоля. Под действие этого документа попадает и тосол. В соответствии со стандартом, существует три типа этиленгликолевых антифризов:

  • Тосол-К (в общем случае — ОЖ-К) — концентрированный раствор этиленгликоля с массовым содержанием воды не более 5%;
  • Тосол-40 (ОЖ-40) — раствор с массовым содержанием воды не более 50%, замерзающий при температуре ниже −40°C, синего/голубого цвета;
  • Тосол-65 (ОЖ-65) — раствор с массовым содержанием воды не более 40%, замерзающий при температуре ниже −65°C, красного цвета.

Тосол-40 и Тосол-60 — готовые продукты, которыми можно заполнять систему охлаждения двигателя. Тосол-К — концентрат, который является сырьем для изготовления указанных выше типов антифризов путем разбавления их дистиллированной водой до необходимой концентрации.

Стандартом оговорено, что каждый из антифризов должен иметь определенные показатели плотности, температуры кипения, коррозионной активности, вспениваемости и других характеристик.

В частности, температура кипения (температура начала перегонки) тосола должна быть не менее 100°C, коррозионная активность — не более 0,1 г/кв. м в сутки для металлов и 0,2 г/кв.м в сутки для припоев, объем пены в системе не должен превышать 30 куб.

 см (причем она должна оседать в течение 3-5 секунд после успокоения жидкости), а кислотность (pH) — в пределах 7,5-11.

Однако состав антифризов стандартом не регулируется, поэтому производители вольны сами решать, какие пакеты присадок использовать в тосоле — главное, чтобы продукт соответствовал прописанным в документе характеристикам.

Интересно, что даже массовая доля этиленгликоля не регламентирована жестко — стандартом лишь указывается максимальная массовая доля воды, которая может содержаться в тосоле.

Именно поэтому сегодня на рынке представлено такое широкое разнообразие антифризов с названием «Тосол», которые значительно отличаются друг от друга составом и характеристиками.

Еще нужно обратить внимание, что оригинальный Тосол был двух марок: Тосол-А — автомобильный, и Тосол-АМ — автомобильный модернизированный, каждый из них делился на группы «концентрат», «40» и «65» — итого шесть типов антифризов.

Сегодня оригинальный Тосол не производится, а в стандарте антифризов с индексами «А» и «АМ» не предусмотрено. Однако на рынке можно встретить продукты «Тосол-А40», «Тосол-А40М», и т.д.

 — эти антифризы могут соответствовать указанному выше стандарту, но чаще всего производятся по корпоративным ТУ.

Возможности и ограничения по применяемости тосола

В соответствии с принятой классификацией тосол относится к антифризам традиционного типа — низкозамерзающим ОЖ, в основе которых лежит этиленгликоль и пакет неорганических присадок.

Такие антифризы имеют ряд недостатков: уже озвученная выше химическая активность этиленгликоля и неорганические присадки, которые в процессе работы двигателя оседают на внутренних поверхностях деталей системы охлаждения, ухудшая теплообмен.

Современные карбоксилатные и лобридные антифризы с органическими присадками лишены этих недостатков, поэтому многие автопроизводители полностью перешли на их применение в своих автомобилях.

Если производителем четко указано, что на данной конкретной модели автомобиля необходимо использовать какой-то определенный тип антифриза — лучше последовать этой рекомендации и отказаться от применения тосола. При использовании тосола очень высок риск повреждения двигателя, а в случае с новым автомобилем — еще и потери гарантии.

Если же автопроизводитель допускает применение традиционных антифризов, то в двигатель смело можно заливать тосол. Однако во избежание быстрой выработки ресурса мотора и повреждения деталей его системы охлаждения следует регулярно производить замену отработанного тосола.

Ресурс антифриза зависит от многих факторов, он может существенно отличаться в зависимости от температурного режима силового агрегата, поэтому автовладелец должен сам следить за состоянием тосола — достаточно обращать внимание на его цвет (со временем он изменяется и блекнет) и консистенцию.

При своевременной замене тосола двигателю будет нанесен минимальный вред, а автовладелец предотвратит лишние затраты на ремонт.

Читайте также:  Читатели спрашивают: Какой Эбу Лада Гранта?

Источник: https://www.avtoall.ru/article/66384542/

Гост 28084-89. жидкости охлаждающие низкозамерзающие. тосол ож-40. тосол ож-65

  • Группа Л21
  • МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
  • ЖИДКОСТИ ОХЛАЖДАЮЩИЕ НИЗКОЗАМЕРЗАЮЩИЕ
  • Общие технические условия             ГОСТ 28084-89
  • Low-freezing cooling liquids. General specifications

Дата введения 01.07.90

    Настоящий стандарт распространяется на охлаждающие низкозамерзающие жидкости, предназначенные для охлаждения двигателей внутреннего сгорания, а также в качестве рабочих жидкостей в других теплообменных аппаратах, работающих при низких и умеренных температурах.

    Охлаждающие низкозамерзающие жидкости — водные растворы этиленгликоля по ГОСТ 19710 или гликолевых и водногликолевых потоков его производства, представляющих собой этиленгликоль с массовой долей воды до 30 %, с антикоррозионными, антивспенивающими, стабилизирующими и красящими добавками.

1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

    1.1. Охлаждающие низкозамерзающие жидкости (далее — охлаждающие жидкости) по своему основному параметру — устойчивости к низким температурам, характеризуемой температурой начала кристаллизации, изготовляются промышленностью следующих видов:     — охлаждающая жидкость ОЖ-К — концентрат с массовой долей воды не более 5 %;

    — охлаждающая жидкость тосол ОЖ-40 с температурой начала кристаллизации не выше минус 40°С;

    — охлаждающая жидкость тосол ОЖ-65 с температурой начала кристаллизации не выше минус 65°С.     Охлаждающие жидкости могут изготовляться с температурой начала кристаллизации и массовой долей воды, отличными от указанных, но отвечающими остальным требованиям настоящего стандарта, кроме плотности.     1.2. Охлаждающая жидкость ОЖ-К в качестве рабочей охлаждающей жидкости не используется, а предназначена для получения рабочих охлаждающих жидкостей ОЖ-65 и ОЖ-40 путем разбавления ее водой.     Рабочие охлаждающие жидкости ОЖ-65 и ОЖ-40 могут быть получены изготовителем и непосредственно из гликолевых и водногликолевых потоков.     Порядок разбавления ОЖ-К установлен в НТД на конкретный вид охлаждающей жидкости.

  1.     Охлаждающую жидкость ОЖ-40 используют в районах с температурой окружающей среды не ниже минус 40 °С, ОЖ-65 — в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
  2. 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

     2.1. Характеристики     2.1.1.

Охлаждающие жидкости изготовляют в соответствии с требованиями настоящего стандарта, по технологическим регламентам и техническим условиям, утвержденным в установленном порядке.     2.1.2.

Антикоррозионные, антивспенивающие и другие добавки (присадки), вносимые при производстве охлаждающих жидкостей, не должны снижать нормы показателей технических требований.

    2.1.3. Охлаждающие жидкости должны соответствовать основным требованиям и нормам, приведенным в таблице.

 1. Внешний вид  Прозрачная однородная окрашенная жидкость без механических примесей  По п. 4.1
 2. Плотность, г/см3  1,100-1,150  1,085-1,100  1,065-1,085  По п. 4.2
 3. Температура начала кристаллизации,  °С, не выше  Минус 35 при разбавлении дистиллированной водой в объемном соотношении 1:1  Минус 65  Минус 40  По п. 4.3
 4. Фракционные данные:
 температура начала перегонки, °С, не ниже 100 100 100  По п. 4.4
 массовая доля жидкости, перегоняемой до достижения температуры 150 °С, %, не более 5 40 50  По п. 4.4
 5. Коррозионное воздействие на метилы, г/м2•сут, не более: медь, латунь, сталь, чугун, алюминий  0,1 при разбавлении солевым раствором в объемном соотношении 1:1  0,1  0,1  По п. 4.5
 припой  0,2 при разбавлении солевым раствором в объемном соотношении 1:1  0,2  0,2
 6. Вспениваемость:
 объем пены, см3, не более 30 30 30  По п. 4.6
 устойчивость пены, с, не более  5 при разбавлении раствором хлористого цинка в объемном соотношении 1:1 3 3
 7. Набухание резин, %, не более  5 при разбавлении дистиллированной водой в объемном соотношении 1:1 5 5  По ГОСТ 9.030, разд. 1 и п. 4.7 настоящего стандарта
 8. Водородный показатель (рН)  7,5-11,0 при разбавлении дистиллированной водой в объемном соотношении 1:1  7,5-11,0  7,5-11,0  По ГОСТ 22567.5 и п. 4.8 настоящего стандарта
 9. Щелочность, см3, не менее 10 10 10  По п. 4.9
 10. Устойчивость в жесткой воде  Расслоение и выпадение осадка не допускаются  Не определяется  По п. 4.10

    Примечания:     1. Показатель 1 — цвет охлаждающей жидкости устанавливают в НТД на жидкость конкретного вида.     2. Показатель 4 определяют по требованию потребителя.     3. До 1992 г. показатель «коррозионное воздействие на металлы» для всех видов жидкости допускается не более: для меди, латуни, стати, чугуна — 0,2 г/м•сут; припоя — 0,3 г/м•сут; алюминия — 0,5 г/м•сут.

     2.2. Требования безопасности

Источник: http://www.expert-oil.com/site.xp/050052049.html

Тосол описание,характеристики,состав,классы,фото,видео,предназначение

Системы отопления и охлаждения двигателя автомобилей работают за счет циркуляции специальной жидкости в системе. Она по своим свойствам похожа на воду.

Жидкость при постоянной циркуляции забирает лишнее тепло от двигателя и транспортирует его к радиатору. Здесь это тепло отдается в атмосферу. Эта жидкость – тосол. Появилась она 50 лет назад.

Давайте рассмотрим, что такое тосол, зачем он нужен, какими характеристиками обладает и как его заменить в автомобиле.

Характеристика охлаждающих жидкостей

Задача любой охлаждающей жидкости (ОЖ) состоит в том, чтобы не давать двигателю перегреваться в процессе работы. Ранее в этом качестве использовали обычную или дистиллированную воду, однако ее применение имеет ряд недостатков, среди которых:

  • вода замерзнет в мороз и закипает при температуре +100°С, то есть имеет небольшой рабочий температурный диапазон;
  • вода негативно влияет на некоторые элементы охлаждающей системы двигателя, в частности, подвергает их коррозии.

Именно эти недостатки вынудили в свое время автопроизводителей изобрести охлаждающие жидкости на основе водно-гликолевого состава. На территории бывшего СССР самыми популярными ОЖ являются жидкости с использованием этиленгликоля. Кроме этого, для предотвращения коррозии элементов системы охлаждения в состав ОЖ добавляют антикоррозионные присадки. Они бывают двух типов:

  • Силикатные. Такие составы покрывают внутреннюю поверхность частей системы маленьким слоем накипи. За счет этого снижается величина рециркуляции тепловой энергии. Как правило, такие ОЖ имеют зеленый цвет.
  • Карбоксилатные. Эти составы выполняют защиту от коррозии в тех местах, где она наиболее вероятна путем создания защитного слоя. При этом карбоксилатные составы имеют более длительный срок службы, а при замене ОЖ нет необходимости промывать систему. Цвет таких жидкостей — красный.

Эта классификация является стандартом по всему миру. Однако в настоящее время многие производители используют при производстве различные красители, которые затрудняют идентификацию той или иной жидкости.

Так есть ли разница между тосолом и антифризом?

Давайте еще раз напомним, что все охлаждающие автомобильные жидкости являются антифризом. Аналогичным образом карась, скумбрия или камбала (вернемся к «рыбной» аналогии) все считаются рыбой.

Отличием является лишь то, что нынешние марки ОЖ так же отличаются от обыкновенной воды с добавлением этиленгликоля, как транспортные средства XXI века отличаются от прототипов передвижных экипажей.  Тем не менее, термины «тосол» и «антифриз» почему-то стали нарицательными и, честно говоря, даже синонимами «плохой» и «хорошей» жидкости для охлаждения.

И к этому разделению прибегают не только автовладельцы, но даже дилеры и посредники. Конечно, в сегодняшнем тосоле есть только присадки, которые обеспечивают минимальную устойчивость к образованию ржавчины.

Это все объяснимо и этому есть несколько причин: низкая стоимость производства; для ВАЗов и это сойдет; «чаще покупать будут».

А вот различным маркам ОЖ, подписанным как «Антифриз», не так повезло – большая часть производителей (есть среди них и достаточно крупные) не перегружают себя какими-либо нововведениями и разработками, из-за чего в пластиковые канистры заливается тот же тосол из восьмидесятых.

При этом о принадлежности вещества к той или иной категории (лобридные, силикатные, карбоксилатные и проч.) эти самые производители почему-то умалчивают и, возможно, даже слов таких не знают.

Рассмотрим основные параметры, по которым можно отличить тосол от антифриза:

Не многим водителям известно, что тосол это – название, разработанное советскими учеными, а название антифриз относится к всемирно принятому названию жидкостей для охлаждения систем авто.

Все антифризы подразделяются на минеральные, органические и лобридные. Отечественный тосол можно отнести к минеральным –  классу G 11. Импортные жидкости – это охладители классов G 12, G 12 +, G 12 ++ и G 13, т.е. состоят из компонентов органического и лобридного происхождения.

Тосол используется в автомобилях исключительно отечественного производства, антифриз – как в импортных, так и в отечественных автомобилях.

  • Для того чтобы измерить плотность антифриза нельзя пользоваться прибором, который предназначен для измерения плотности тосола.
  • Для охладителей существуют параметры, согласно которым они отличаются – это температура закипания и замерзания, смазывающие и антикоррозийные свойства.
  • Тосол бывает в основном синего цвета, а антифриз имеет относительно широкую цветовую гамму – бывает зеленый, фиолетовый, красный, оранжевый, розовый и других цветов.
  • Согласно вышеперечисленным параметрам можно подвести итог, что отличить тосол от антифриза возможно только лишь по количеству находящихся в них присадок, добавок и красителей, которые влияют в первую очередь, на их свойства.

Отечественная продукция: состав и маркировка

В зависимости от маркировки различаются и состав жидкости, ее плотность и технические характеристики. Сейчас в современной классификации производители используют буквы – А, М, К. Цифры – 30, 40, 65. Буквами обозначается тип тосола – автомобильный, модернизированный, концентрат.

Цифрами указывается температура замерзания. Также в маркировке могут содержаться части от названия компании-изготовителя. Жидкостей, температура замерзания которых ниже 65 градусов, на рынке сейчас нет. Уровень кристаллизации обеспечивается именно концентрацией этиленгликоля. Что касается присадок, то их не меньше 8. Их количество может доходить до 15. 

Состав тосола и антифриза

Тосол производится на основе этиленгликоля/глицерина/ди-/триэтиленгликоля (“антизамерзатели”) или их смеси.

Кроме этого, в него входят вода, красителя и ингибиторы коррозии (их состав отличается у каждого производителя). Антифриз же выполнен на основе аналогичных антизамерзателей, однако с использование органических присадков.

Представляем вашему вниманию таблицу, где перечислены вещества, которые входят в состав тосола и антифриза.

Название охлаждающей жидкости Химический состав
Тосол А40-М Этиленгликоль, бензоат натрия, буры (бораты), бензоат натрия, нитрит натрия, каптакс, декстрин, бутанол, пеногаситель, краситель, дистиллированная вода
Антифриз класса G11 Этиленгликоль, силикаты (соли кремниевых кислот), краситель

Теперь подробнее рассмотрим классы антифризов, эволюцию их развития, а также вещества, входящие в их состав.

Читайте также:  Популярный вопрос: Какое Масло Лить В Ладу Ларгус?

Классы антифризов

Антифризы классифицируются с помощью буквы G и числа, по которому можно судить о его составе и свойствах. Родоначальником такой маркировки является всемирно известная компания Volkswagen, которая выпускала в свое время популярные марки антифризов «VW coolant G 11» и «VW coolant G 12».

Так, в соответствии с маркировкой, принятой в компании Volkswagen, в настоящее время используются следующие виды антифризов:

Содержание ингибиторов в зависимости от пробега

  • Силикатные, обозначаются как G11 (соответствуют спецификации VW TL 774-C). К слову, к этому типу относится и старый советский “Тосол”. Принцип действия состава заключается в образовании тонкой защитной пленки, предотвращающей коррозию элементов охлаждающей системы. Компания Volkswagen рекомендовала его для автомобилей собственного производства до 1996 года выпуска. Как правило, жидкости G11 имеют зеленый или синий цвет. В состав жидкостей входят нитраты, амины, нитриты, бораты, фосфаты, силикаты.
  • Карбоксилатные, имеют обозначение G12 (соответствуют спецификации VW TL 774-D). На территории Европы антифризы G12 рекомендованы для использования в машинах до 2001 года выпуска. Имеет красный или розовый цвет.
  • Гибридные, G12+ ( соответствуют спецификации VW TL 774-F). Предназначены для высокооборотистых движков с высокой температурной нагрузкой, применяются для автомобилей 1997…2008 года выпуска (на территории нашей страны используется и для более новых). Имеет красный цвет.
  • “Лобрид” (Lobrid). Имеет индекс G12++ (соответствуют спецификации VW TL 774-G) или G13. В последнем случае вместо этиленгликоля в качество основы используют пропиленгликоль. Такие антифризы не ядовиты, быстро разлагаются и наносят значительно меньше вреда экологии. Однако их недостаток состоит в высокой стоимости, поэтому на территории стран СНГ они используются нечасто. Эти антифризы рекомендованы для использования в машинах, произведенных в 2008 году и позже. Имеет оранжевый или желтый цвет.

Стоит отдельно отметить, что большинство реализуемых на отечественном рынке антифризов не соответствуют упомянутым спецификациям от компании Volkswagen.

Кроме этого, чтобы иметь официальную лицензию, антифриз должен пройти аттестацию в лабораториях компании. Естественно, что 99% реализуемых жидкостей такой проверки не проходило.

А потому классификация антифризов по G-параметру весьма условна, и к ней стоит относиться с долей скепсиса.

Что делать, если нужно заменить тосол антифризом

Очень большое количество автолюбителей спрашивают: можно ли заменить тосол антифризом? Можно, но прежде необходимо провести следующие действия:

Выяснить, из какого металла изготовлен ваш двигатель. Так как в том случае, когда ваш мотор изготовлен из алюминия, то лучше всего заливать в него тосол, а если из меди или латуни – тогда антифриз.  

Перед заменой охлаждающей жидкости одной на другую обязательно следует тщательно промыть систему. Для удобства, чтобы старая жидкость полностью удалилась из системы охлаждения, автомобиль нужно поставить на наклонную поверхность. Затем заливается дистиллированная вода и включается двигатель на некоторое время, пока жидкость не протечет через всю систему. Процедура повторяется несколько раз.

Устанавливаем авто так, чтобы передняя часть была поднята вверх, затем следует залить охладитель и не закрывая крышки радиатора, запускается мотор. Прогнав лишний воздух, доливаем охладительную жидкость до нужного объема.

И в конце можно подвести итог: тосол все-таки это тот же антифриз только его нельзя использовать в автомобилях иностранного производства, так как их внутренние части двигателя не выдержат агрессивного влияния и быстро придут в негодность. 

В иномарках лучше использовать охлаждающие жидкости, которые были залиты при производстве автомобиля еще на заводе и обязательно изучить характеристики антифриза и совместимость с авто.

Тосол по своему химическому составу больше всего подходит для автомобилей советского производства, таких как «Жигули», «Москвич» или «Волга». В двигатели этих автомобилей без страха можно его использовать, но, ни в коем случае не пользоваться современными охладителями.

Если вы будете придерживаться выше перечисленных правил, то можете быть полностью уверенными, что ваш автомобиль не подведет и не выйдет из строя в самый неподходящий момент.

Как отличить поддельный антифриз

Существует один народный метод, как отличить поддельный антифриз от фирменного. Дело в том, что подделки выполняют на кислотной основе, которая может повредить элементы системы охлаждения двигателя.

Чтобы выявить это, после покупки достаточно налить в крышечку или небольшой сосуд немного купленной жидкости и добавить в нее щепотку пищевой соды. Если бурная химическая реакция не произошла — можно смело заливать жидкость в радиатор.

В противном случае нужно брать канистру и идти выяснять отношения с продавцами, у которых вы купили антифриз, требуя вернуть ваши деньги.

Для выяснения подлинности антифриза, а также его свойств при покупке можно проверить его плотность и pH-фактор (кислотность). В первом случае пользуются плотномером (ареометром), во втором — лакмусовой бумажкой.

Измерение плотности необходимо проводить при температуре +20°С. Значительные отклонения приведут к существенным погрешностям. Так, при указанной температуре плотность охлаждающей жидкости должна быть не меньше 1,075 г/см3.

Эта плотность означает, что жидкость не замерзнет на морозе до -40°С.

Таблица зависимости плотности и температуры замерзания тосола и антифриза от содержания в них этиленгликоля

Плотность тосола, антифриза, г/см3 Содержание этиленгликоля в процентах, в тосоле, антифризе Температура замерзания тосола, антифриза, °С
1,115 100 -12
1,113 99 -15
1,112 98 -17
1,111 96 -20
1,110 95 -22
1,109 92 -27
1,106 90 -29
1,099 80 -48
1,093 75 -58
1,086 67 -75
1,079 60 -55
1,073 55 -42
1,068 50 -34
1,057 40 -24
1,043 30 -15

Кислотность проверяют, опуская в жидкость лакмусовую бумажку. В идеале значение pH должно находиться в пределах 7…9 (зеленый цвет бумажки). Если вы получили значение 1…6 (розовый цвет бумажки), значит в растворе много кислоты. Если 10…13 (фиолетовый или синий цвет бумажки) — щелочи.

Источник: http://seite1.ru/obzory-i-sovety/tosol-opisaniexarakteristikisostavklassyfotovideoprednaznachenie/.html

Тосол А-40М | Нектон Сиа

Тосол А-40М (ГОСТ 28084-89) — жидкость охлаждающая незамерзающая, концентрированный этиленгликоль, содержащий антипенные и антикоррозионные присадки. Охлаждающая жидкость Тосол А-40 М защищает систему охлаждения от коррозии, отводит избыточное тепло, защищает от замерзания при температуре до минус 40 °С.

Внешне стандартный Тосол А-40М представляет собой прозрачную однородно окрашенную жидкость голубого цвета без механических примесей. Цвет необходим для определения чёткого уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке, а также чтобы отличать подтёки тостола от подтёков других эксплуатационных жидкостей.

По согласованию с менеджером возможна закупка масла под торговой маркой «FOXY™». 

Тосол А-40М представляет собой антифриз, который необходим для защиты всех двигательных систем от охлаждения зимой и от перегрева в летний период. Производится данный продукт в России. По составу тосол представляет собой токсичную жидкость, обладающую сладковатым вкусом и не имеющую запаха. Данный продукт имеет голубой цвет.

Тосол А-40М представляет собой охлаждающее вещество. Основным компонентом, входящим в его состав, является моноэтиленгликоль. Помимо него в данный продукт добавлены десять присадок, каждая из которых способствует улучшению эксплуатационных характеристик тосола. Нужно учесть, что на эффективность присадок, которые входят в его состав, существенно влияет качество используемой воды.

Уровень концентрации этиленгликоля в тосоле определяет плотность данного вещества, а также его температуру при кипении и замерзании.

Свойства тосола А-40М

Среди характеристик данного продукта стоит отметить:

малую степень вязкости; отличные смазывающие и антипенные свойства; пониженную температуру в условиях замерзания; химическую стойкость при эксплуатации и хранении; высокую тепловую проводимость и емкость; способность к образованию пленки на поверхности деталей, которая уничтожается под воздействием воды;

отсутствие химической активности при взаимодействии с материалами системы охлаждения.

Тосол А-40М имеет свой срок эксплуатации. Как правило, смена тосола необходима тогда, когда пробег автомобиля составляет 60 тыс.км, иногда эксплуатационные качества тосола сохраняются и до 80 тыс.км. Срок замены зависит от изменения химических характеристик: щелочности, пенообразующих свойств, изменения цвета и др.

Преимущества тосола А-40М

Данный продукт имеет ряд преимуществ в использовании: обеспечивает антикоррозийную защиту систем охлаждения; не допускает перегрева двигателя; предотвращает замерзание всех двигательных систем (до -40 °С); не воспламеняется; легок в эксплуатации; обеспечивает качественную работу двигателя в течение длительного времени; имеет продолжительный период хранения (3-4 года);

  • продукт не нуждается в разбавлении водой, он уже готов к работе.
  • Кроме того, стоит отметить:
  • А-40М является экологически чистым продуктом, поскольку в его составе отсутствуют вещества, представляющие опасность для жизни человека и способные нанести вред окружающей среде.
  • Вот уже не один десяток лет, благодаря своим химическим и физическим свойствам, а также демократичной цене, тосол марки А-40М очень популярен среди автомобилистов.

Перед использованием тосола A-40М проделайте следующие действия:

освободите бочку от оставшейся жидкости или воды; чтобы не появлялась накипь, промойте охладительную систему с помощью воды и дополнительного моющего средства; включите двигатель, и пусть он поработает в течение 10-20 минут; слейте или смените воду для очистки;

залейте тосол А-40М.

Купить в Москве Тосол А-40М возможно, если вы обратитесь в компанию «Нектон Сиа». Телефоны и электронные адреса наших сотрудников находятся на странице «Контактная информация».

Область применения

Область применения тосола А-40М

Тосол А-40М находит широкое применение: как рабочая жидкость в различных системах теплообмена, которые работают при средних и пониженных температурах; в качестве охлаждающей жидкости в легковых и грузовых машинах;

в оборудовании, используемом для отопления, а также в системах кондиционирования.

Технические характеристики Тосол А-40М

Наименование показателя Норма
Внешний вид Прозрачная однородно окрашенная жидкость без механических примесей
Плотность, г/см3 1,065 — 1,085
Щелочность, см3, не менее 10
Водородный показатель (pH) 7,5 — 11,0
Температура начала кристаллизации, °С, не выше — 40
Вспенивание: объем пены, см3, не более 30
Вспенивание: время исчезновения пены, с, не более 3
Температура начала перегонки, °С, не ниже 100
Массовая доля жидкости, перегоняемой до 150 °С, %, не более 50
Температура начала кипения, °С, не ниже 100

Производители

ООО НПО «ХИМ-СИНТЕЗ»; ООО ПКФ Завод Дзержинских Антифризов; Компания «Тосол-Синтез»

Источник: https://necton-sea.ru/catalog/spetsialnye_gidkosti/antifrizy/tosol_a-40m/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector